КАТЕКСИС

КАТЕКСИС
количество энергии, подобное электрическому заряду и относящееся к либидо, к психосексуальному энергетическому потенциалу.

   Понятие «катексис» было введено в психоаналитическую литературу в 1922 году, в результате перевода работ З. Фрейда с немецкого на английский язык. Трудности, связанные с адекватностью перевода немецкого слова «Besetzung» («вкладывание», «вложение» и ряд других значений, зависящих от контекста его использования) привели к тому, что за неимением лучшего переводчики работ основателя психоанализа использовали греческое слово «cathexis».

   Если введение этого понятия в психоаналитическую литературу первоначально воспринималось З. Фрейдом с большой настороженностью, то впоследствии он, судя по всему, примирился с тем, что данный термин использовался при переводе его работ на другие языки. Во всяком случае в 1926 г. он опубликовал в Британской энциклопедии статью «Психоанализ: фрейдовская школа», в которой фигурировал термин «катексис». Позднее, в этой же статье, опубликованной на немецком языке под названием «Психоанализ» (1934), З. Фрейд писал: «С экономической точки зрения психоанализ предполагает, что психические представители влечений обладают зарядом (катексисом) определенного количества энергии». Со временем понятие «катексис» настолько прижилось в психоаналитической литературе, что стало неотъемлемой частью психоаналитического описания психических процессов.

Термин «катексис» используется для обозначения тех представлений З. Фрейда, которые относятся к его пониманию количественной характеристики психической энергии вообще и психосексуальной энергии в частности. С точки зрения основоположника психоанализа, подобно электрическому заряду, эта энергия может распространяться по поверхности тела, обладает свойствами увеличиваться и уменьшаться, способна к накоплению и разрядке, может изменять направление движения и претерпевать различные замещения. Происходящие в психике человека изменения зависят от подвижности его либидо, от способности этой энергии вкладываться, вбираться в те образы и представления, которые формируются у него.

   Количественная характеристика либидо имела важное значение в классическом психоанализе для понимания невротических заболеваний. Вместе с тем в отличие от электрического заряда, для которого в физике была найдена единица измерения, психическая энергия не фиксировалась в точных количественных соотношениях и рассматривалась З. Фрейдом в качестве гипотезы, приемлемой для описания различных психических процессов и объяснения таких феноменов, как вытеснение, сцепленность с тем или иным объектом, отщепленность от него, перемещение из системы сознания в системы предсознания и бессознательного, соотнесенность с различными уровнями психики или взаимодействие с отдельными структурами психического аппарата типа Оно, Я, Сверх-Я.

   При рассмотрении связности или подвижности либидо основатель психоанализа говорил о заторможенности, фиксации, пластичности, способности к дальнейшему развитию влечений человека, обладающих определенным энергетическим потенциалом. Иногда, как это имело место в работе «Из истории одного детского невроза» (1918), он использовал понятие «психическая энтропия». Но чаще всего его размышления о психической энергии касались рассмотрения энергетического потенциала различных психических систем или двух форм энергии, а именно «текущей свободно, стремящейся к разряду и покоящемся запасе психических систем (или их элементов)». При этом в поле его зрения оказывались прежде всего количественные аспекты психической энергии.

   Подобный интерес проявлялся у З. Фрейда и в его ранних фундаментальных работах, и в исследованиях более позднего периода. Так, в «Толковании сновидений» (1900) при характеристике бессознательных и сознательных процессов он писал о том, что в бессознательном отдельные заряды энергии могут быть смещены, сгущены или перенесены на другие объекты, в то время как системе сознания «удается сохранить большую часть энергии и использовать для отодвигания лишь небольшое количество ее». Два десятилетия спустя в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд воспроизвел, по сути дела, ту же самую мысль, когда он писал о том, что процесс возбуждения в элементах психических систем «совершается с количественно различной энергией». Во всяком случае в своей исследовательской и терапевтической деятельности основоположник психоанализа действительно уделял значительное внимание пониманию того, что количественные изменения психической энергии оказывают существенное воздействие на расщепление психических процессов, возникновение внутрипсихических конфликтов, образование невротических симптомов.

   Термин «катексис» используется и в русскоязычных изданиях работ З. Фрейда. Правда, не все переводчики прибегают к соответствующему англоязычному неологизму, в результате чего в переводах одной и той же работы З. Фрейда немецкие выражения «Besetzung», «Libidobesetzun-gen» и другие могут переводиться по-разному. Показательным в этом отношении являются три перевода работы З. Фрейда «Конечный и бесконечный анализ» (1937): в двух из них, переведенных с английского и немецкого языка, в тексте перевода используется термин «катексис», в третьем, переведенном с немецкого языка, этот термин не фигурирует. Речь идет о фрагменте работы, в котором З. Фрейд рассматривал различные типы людей, с точки зрения «клейкости» и подвижности их либидо. При переводе этого фрагмента с немецкого языка на русский в одном из изданий («Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда». М., 1998) как раз и использовался термин «катексис»: у одних людей приводящие в действие лечение процессы проистекают намного медленнее, чем у других, поскольку «они никак не могут решиться на то, чтобы снять либидинозный катексис с одного объекта и переместить его на новый, хотя невозможно отыскать какие-либо особые причины для такой катектической преданности»; у противоположного типа людей либидо кажется особенно подвижным, оно «быстро входит в предлагаемые анализом новые катексисы и ради них отказывается от прежних». В контексте данного текста, прибегнув к образному сравнению, З. Фрейд пояснял, что подобное различие можно соотнести с ощущением скульптора, работающего с твердым камнем или с мягкой глиной. При этом он подчеркнул, что, к сожалению, аналитические результаты у второго типа людей (с подвижным либидо) часто оказываются недолговечными: «возникает впечатление, что работаешь не с глиной, а пишешь по воде».

   Понятие «катексис» широко используется в современном психоанализе, особенно в англоязычной психоаналитической литературе, где употребляются такие термины, как «объект-катексис» (направленность либидо на объект, вложение в него психической энергии), «ид-катексис» и «эго-катексис» (связанность энергии с Оно или Я), «контркатексис» и «антикатексис» (энергия, способствующая вытеснению психических процессов или подавлению аффектов), «гиперкатексис» и «гипокатек-сис» (увеличение или уменьшение количества энергии), «катектирование» и «декатектирование» (определенная направленность или отвод энергии). Правда, в последнее время в некоторых новых английских переводах вместо термина «cathexis» стало использоваться понятие «investment».

   В переведенных на русский язык изданиях психоаналитической литературы наряду с термином «катексис» (и его производным «катектирование») используются такие понятия, как «вложение», «инвестиции», «нагрузка». Поскольку русский эквивалент немецкому «Besetzung» остается проблематичным и не является общепринятым, то в некоторых переводах работ З. Фрейда наблюдается тенденция к тому, чтобы каким-то образом обойти грамматические выражения, содержащие немецкое «Besetzung» и английское «cathexis».


 
* * *
(англ. catexis - сохранение, удержание) - в психоанализе - направленность энергии либидо на определённую деятельность, объект или человека, то есть на некую цель (точнее – объект-представление). З.Фрейд проводил аналогию целенаправленной деятельности человека с известными ему сведениями по электродинамике (такими, как электрический заряд и движение электрического тока). В терминологии, связанной с катексисом, используются, в частности, такие выражения, как «заряд», «противоположный заряд», «ток» и при этом иногда говорят, что он, этот ток, «протекает» и может «направляться» и переключаться (катектировать, декатектировать, гиперкатектировать) с одной психологической структуры на другую до тех пор, пока он не становится, наконец, «связанным» (или, подобно войскам, передислоцироваться с одной позиции на другую). Синонимы: Besetzung (нем. – вложение, вклад), Инвестиция (лат. investire – облачать), Интерес, Смысл, Реальность.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Поможем с написанием учебной работы

Полезное


Смотреть что такое "КАТЕКСИС" в других словарях:

  • катексис — (от англ. неологизма cathexis количество энергии) в психоанализе, энергетический заряд, своеобразный квантум психосексуальной энергии, аналогичный, подобный или тождественный электрическому заряду. Считается, что либидо (энергия сексуального… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Катексис — психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо ) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения …   Психологический словарь

  • КАТЕКСИС — (англ. неологизм cathexis количество энергии) в психоанализе энергетический заряд, своеобразный квантуй психосексуальной энергии, аналогичный электрическому заряду. Считается, что либидо (энергия сексуального влечения, психическая энергия,… …   Новейший философский словарь

  • КАТЕКСИС — (от греч. katheksis держание) англ. cathexis; нем. Kathexis. 1. Придание специфического эффекта определенному объекту. 2. По 3. Фрейду заряд псих, энергии, понимаемой им по аналогии с электрическим зарядом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Катексис — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Викифицировать статью. Катексис (греч. κάθεξις …   Википедия

  • Катексис — (англ. cathexis). Неологизм, предложенный S. Freud для обозначения в английском языке понятия Besetzung (нем. захват, инвестирование). Под К. понималось количество энергии, затрачиваемой на представление объекта в психической структуре. К. – как… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Катексис — Cathexis см. Гендерная система …   Термины гендерных исследований

  • катексис — у, ч. 1) Збереження, утримання. 2) В психоаналітичній теорії – направлення енергії лібідо на яку небудь діяльність, об єкт або людину …   Український тлумачний словник

  • КАТЕКСИС — Из греческого, обозначает сохранение, удержание. В психоаналитической теории – направление энергии либидо на какую то деятельность, объект или человека. Таким образом, можно встретить упоминания цели или чьего то эго, являющихся объектами… …   Толковый словарь по психологии

  • КАТЕКСИС — (от греч. katheksis держание) англ. cathexis; нем. Kathexis. 1. Придание специфического эффекта определенному объекту. 2. По 3. Фрейду заряд псих, энергии, понимаемой им по аналогии с электрическим зарядом …   Толковый словарь по социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»